Лавр
Давно перестала смотреть тизеры, читать аннотации и описание. Они или врут, или рассказывают сюжет, в любом случае, дальше не так интересно. Так что и в этот раз я не изменила своим традициям – спектакль был сюрпризом.
Мы зашли в зал и первые минуты были шокирующими. Я не представляла себе ничего, но этого тем более! Религиозное средневековье Руси! На этом мне хотелось встать и выйти из зала, но любопытство оставило меня на месте. Об этом я не пожалела. Немного о том, как же все это выглядело: на сцене стояла 3х-этажная каркасная метало-конструкция, словно ряды кубиков друг на друга поставили. Стороны «кубиков» в нужные моменты закрывали полотна, на которые проецировали визуальный ряд. Там же с краю сидели 3 музыканта сопровождавшие все представление: девушка с чудеснейшим голосом, перкусионист-барабаньщик и гитарист (каждый из них был колоритной личностью).
Все начиналось с мальчика и его учителя, библиографичное повествование, о том как же мне, маленькому мальчику, живется у лекаря. Такая простая и понятная история на два героя, где автор мягким низким голосом ведет зрителей сквозь события. Внутри меня зажглось солнце, зал наполнило лето звенящим смехом, такое яркое состояние беззаботной жизни. И каждое мгновение приносит улыбку. Все что происходило на сцене, в едином порыве уносило в поля, где колоситься рожь, солнечные зайчики и нет хлопот. Но детство не длиться вечно. История идет, ребенок взрослеет, наставник стареет. И вот первое событие, закалившее мальчика – смерть родителей, за ними вскоре уходит и наставник. Мальчик становиться юношей, оправляется от потерь и занимает место своего учителя. Все идет своим чередом и вдруг в историю врывается девушка. Тут разыгрывается еще одна драма. Не хочу дальше раскрывать сюжет. Потому, что на этом месте я все еще думала «ну и что? В те времена, так часто происходило. Что ж еще даже не антракт, подождём, что же будет дальше.» А дальше сюжет разворачивался, петлял и скручивался канатом с сюрреализмом.
Мастер деталей.
С первых минут спектакля в глаза стали бросаться детали. На мальчике была льняная рубаха, а обувь современная. На массовке надеты шерстяные свитера, но вместо ремня и ташки – надетые на разный манер современные напоясные сумки. И таких моментов было много, не только в костюмах всех актеров. Например, визуальный ряд и звуковые эффекты, напоминающий электронную очередь на приеме врача, когда зрителю рассказывали о работе лекаря. Режиссёр так чутко работал над ассоциативным рядом, и зритель безошибочно читал отношение к персонажам и эмоции в каждой конкретной сцене. Лифты и вознесение, библейские сцены, словно сошедшие с полотен эпохи возрождения. Даже девица, нарочно одета была в красную рубаху. Так много символизма. Все в этой постановке «не просто так». Что-то понятно сразу, а какие-то детали раскрываются в конце. Например все эти несоответствия в одежде завершаются сценой квартиры из СССР, где наглядно показывается картина, актуальная для любого времени. И автор предлагает задуматься, о самом времени. Существует ли оно, линейно ли и на сколько все связано. Показывает возможности упущенные и причины таких упущений. Тут и вовсе теряется различие в понимании истории как биографии или легенде. Все становиться едино и ценно в сущности своей. Режиссер вводит в апогей это ощущение, сценой где герои якобы во сне и через сон путешествуют и переживают нападение. Но смерти настоящие. И переживание героя тоже. Тут мне, как зрителю пришлось вовсе отринуть восприятие материальности истории. Это просто потеряло значение и остались только голые эмоции.
Эта история про одного человека, прожившего несколько жизней. Именно человека, с человеческими страстями, страхами и ошибками. Я не увидела здесь подвига и преодоления, для это несение своего креста, судьбы выбранной самим человеком. Намеренно избегаю имен, так как их много и они все - Лавр.
Говорить хочется много. И про голоса, они пробирались так глубоко в душу, пугали, гладили, будоражили. И про декорации и музыку. Каждая деталь проработана. Прогулки по воде и космические звуки. Танцы, образы, позы - режиссер мастерски воздействовал на зрителя. Браво!
Эмоций и переживаний было так много, радость, влюбленность, боль и злость, да в общем весь спектр. Сопереживаешь истории, такой простой и понятной, живой и настоящей, от того такой не однозначной и глубокой.
Я смотрела во все глаза, чтобы увидеть все, хотелось разорваться, чтобы смотреть во все стороны, чувствовать все и думать о каждом. О многом я упомянула, но еще больше осталось мною не рассказано. Думаю, многое еще и мной не подмечено.
Мне было тяжело, быть там и чувствовать все то. Когда закончилось детство со своей звенящей чистой радостью, внутри поселилась тоска. И с каждым следующим отрезком разных сложных и тяжелых чувств становилось все больше. К концу произведения я боялась за себя, что выйду из зала и это давящее чувство останется при мне. Я буду тонуть в сравнениях и переживании о исходе наших историй. Глубокой беспросветное болото. И вдруг на последних минутах спектакля, снова «выходит солнце» история разворачивается и все завершается. Катарсис. Схлынуло все, и боль, и тоска, и страхи. Внутри стало чисто, звенящая пустота наполнилась теплым и радостным успокоением.
ЗЫ: Я бы с огромным удовольствием обсудила этот спектакль.